Новости

09 июня 2022

Научно-практический семинар «Проектное управление в сфере культуры»

Сегодня, 09 июня 2022 года, в рамках социально-культурного проекта «Петербургские дни в Мордовии» на базе Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д. Воронина успешно прошел научно-практический семинар «Проектное управление в сфере культуры». 

В работе семинара приняли участие более 60 специалистов сферы культуры. Научно-практический семинар открыла Симонова Ирина Феликсовна, декан факультета социально-культурных технологий СПбГИК, кандидат педагогических наук, доцент. Тема выступления: «Проектное управление и формирование эффективной проектной команды в учреждениях культуры».
В своем докладе Ирина Феликсовна рассуждает на актуальную тему: что же такое проектное управление и в чем его важность для учреждений культуры.

Проектное управление — набор методов и инструментов, которые позволяют достигать результатов, представляющих ценность для их потребителя.
Проекты — главный и часто единственный способ эффективного развития и сохранения конкурентоспособности.

В рамках проектов реализуется разработка новых продуктов, модернизация существующих, внедрение новых технологий. 
И.Ф. Симонова обратила внимание аудитории на важность формирования команды проекта. Это процесс, который имеет определенную продолжительность и осуществляется на основе многих критериев, в том числе, статус и сложность проекта, ресурсное обеспечение, сложившаяся в учреждении организационная структура проектной деятельности, доступность, компетенции, опыт и др. 

Кроме того, Ирина Феликсовна подробно рассказала об эффективной команде проекта. Команда проекта — сообщество единомышленников, где цели и задачи проекта объединяют и сближают участников, индивидуальные и командные результаты обретают признанное качество и ценность.

И.Ф. Симонова отмечает, что эффективная команда проекта мотивирована на оптимальное решение задач, ориентирована на удовлетворение запросов потребителей продукта и заказчика. Эффективная команда формируется сильными лидерами и держится на хорошей концепции, творческой энергии компетентных специалистов, заинтересованных в ее развитии и готовых инвестировать в проект время и силы.

Также в рамках научно-практического семинара выступила Мастеница Елена Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой музеологии и культурного наследия СПБГИК, с темой доклада: «Социокультурные практики малого музея как фактор регионального развития».

Елена Николаевна начала выступление с тренда «открытости», отмечая, что опыт развития внутреннего туризма в регионах, где музеи малых городов выступают инициаторами разработки и внедрения новых экскурсионных маршрутов, культурно-образовательных и рекреационных программ, культурных акций и событий на основе использования потенциала памятников и объектов материального и нематериального наследия, необычайно разнообразен и мало изучен. Результаты укрепления партнерских взаимосвязей с местным сообществом и реализации творческих инициатив позволяют зафиксировать тенденцию количественного роста региональных музеев, применение качественно новых подходов к интерпретации наследия в различных формах осуществляемых ими социокультурных практик. 

Е.Н. Мастеница говорит об укреплении позиций локального музея. Локальный музей вне зависимости от его масштаба, профиля или местоположения выступает своеобразной визитной карточкой города или региона и центром притяжения разнообразной активности как местного сообщества, так и туристов. В качестве инструмента используются различные виды музейных практик: традиционные и инновационные; диалоговые и монологовые; детские и молодежные; образовательные, досугово-рекреационные и культуроохранные; организованные в онлайн и офлайн-форматах; высокозатратные и малозатратные и др.

Е.Н. Мастеница в своем выступлении подчеркнула, что сегодня музей как драйвер регионального развития. Подходы к реализации миссии музея позволяют придать развитию локального музея новый импульс развития. Выполняя помимо традиционных инструментальных функций (хранение, изучение, экспонирование), музей реализует дополнительный функционал, нацеленный на самоактуализацию и одновременно актуализацию места, в котором он находится, через современные музейные практики, через создание культурного продукта, предназначенного как для внутреннего, так внешнего (туризм) потребления, осуществление экспертно-защитной функции, а также участие в региональной культурной политике в качестве ключевого субъекта культурных индустрий.

Большой интерес у участников семинара вызвала презентация справочника и интерактивной карты культурного наследия субъекта Российской Федерации, c которой выступила Лескова Галина Андреевна, кандидат экономических наук, профессор кафедры проектного управления в сфере культуры СПБГИК.

Г.А. Лескова рассказала о результатах участия СПбГИК в федеральных и региональных проектах в области культуры и культурного туризма и подчеркнула перспективы данного вида деятельности для науки и практики, культуры и образования.

На примере справочника и карты «Народная художественная культура Ленинградской области» можно продемонстрировать возможности данных изданий в качестве активнейшего средства продвижения культурного наследия региона.

Галина Андреевна говорила об инновационной концепции тематической карты «Народная художественная культура», лежащей в основе ее проектирования и позволившей: разработать легенду к карте, отражающую в условных знаках видовые, жанровые, стилистические особенности культурного наследия населения, участвующего в создании регионального ресурса, на основе тематического и географического подходов создать реестры памятников культурного наследия, разработать паспорта объектов культуры. 

На примере данного проекта и выполненных в СПбГИК других проектов Г.А. Лескова познакомила участников семинара с опытом совместной работы СПбГИК с учреждениями культуры, с региональными органами управления сферой культуры.

Г.А. Лескова отметила, что карта может стать инструментом продвижения региона только при условии использования современных методов картирования территории и картографирования объектов с учетом аксиологического и герменевтического методов и коммуникационного клиентоориентированного подхода, подразумевающего создание привлекательного образа территории для различных целевых групп. 

В основе оригинального авторского подхода к проектированию карты лежит изучение исторических и современных образов регионального культурного наследия и их отражения в источниках разного вида.